Налоговая реформа и 2016 год – итоги

Перед тем, как перейти к описанию самих итогов 2016 года, хочу остановиться на основных причинах той экономической ситуации, в которой мы оказались. Или сначала “Кто виноват?” , а потом “Что делать?”

Чтобы отойти от субъективности воспринимаемых мной причин экономической неуспешности Украины, я приведу два опроса мирового банка – 2010 и 2013 годов. Экономическая ситуация с тех лет в Украине не изменилась, поэтому в 2016 бизнес волнуют всё те же проблемы. Итак, опрос 2010 года показал, что основным препятствием на пути своего развития бизнес считает высокие налоги. На втором месте коррупция, которую, наверно, нужно читать, как вымогательство со стороны проверяющих органов. На третьем месте взятки, т.е. необходимость платить за оформление чего бы то ни было. И только на четвёртом – администрирование налогов. В 2013-ом ситуация немого изменилась. На первое место вышел доступ к финансированию, коррупция на втором месте, и на третьем – высокие налоги. А вот администрирование налогов только на пятом месте.

Можно долго рассуждать, как связаны коррупция, взятки и налоговое администрирование, и не является ли коррупция следствием плохого администрирования. Но факт остаётся фактом – высокие налоги являются более весомым препятствием на пути развития бизнеса, чем администрирование. На мой взгляд именно стремление избежать уплаты чрезмерно высоких налогов ведёт к тем негативным последствиям, которые именуются коррупция и взятки.

И хочется написать немного, какие налоги считаются высокими, а какие низкими.

Во-первых, каждый человек интуитивно чувствует, с какой частью своих доходов он готов безболезненно расстаться. В это чувствование включено и его уровень жизни, и доверие к властям, и вера в то, что налоги идут на благо страны, и сложившаяся к сегодняшнему дню налоговая система, и его благотворительность, и ещё наверно много чего… И в Украине этот интуитивный уровень сегодня не превышает 15%. Будь то НДС, будь то налог на прибыль, будь то суммарно налоги на зарплату – суммы выше 15% будут минимизированы.

Во-вторых, существует неинтуитивное измеряемое число – процент перераспределения ВВП через бюджет, который показывает, какая сумма изымается из экономики в виде налогов и перерапределяется через бюджет. В разных странах это число разное, но именно оно определяет скорость экономичсекого роста. В Украине оно выше 40%, что делает невозможным никакой рост. В США фискальный процент около 30% и рост 4-7%, у азиатских тигров 20% и рост 7-10%. Китай ставит себе амбициозную задачу снизить перераспределние до 12%. Это всё к вопросу о том, что налоги в Украине непомерно высоки.

Источник

Загрузка...